пятница, 26 июня 2015 г.

Фестиваль (Часть 2 - Иван-чай, кукла Берегиня и многое другое)

И пошли мы хороводы водить на поляне под песню гусляра "Ой ты чистая заря", которую я услышала здесь впервые, и так мне она в душу глубоко запала. Как чисто, как звонко лилась мелодия, словно чистый ручей.  Можно послушать ее здесь.

"Ты земля моя сияй
 Чистотой и светом
 Чтоб расцвёл наш дивный край
 Встал весь люд с рассветом.
 Яросвет, Ярославна
 Ты любви великой тайна
 Яросвет, Ярославна -
 Чистый дух Святой Руси".




Ниже на фотографии видно, как художник на своих картинах изобразил Яросвета и Ярославну. И мне они видятся точно так же.


На Фестиваль приехал мастер, кто изготавливает гусли. Я этому очень удивилась и обрадовалась одновременно. Если есть предложение, значит, есть спрос, значит, не умер инструмент с многовековой русской историей, не забыты наши корни.


Умиротворенные после песен, да хороводов, пошли мы в гущу Фестиваля. Вдоль тропинок были развешаны растяжки с умными изречениями, соответствующими теме Фестиваля.


Под шатрами проходили лекции на темы, как  жить в мире и гармонии с людьми и природой, жить в ладу с собой, о важности и умении радоваться жизни.


На другой полянке перед нами предстал необычный для нас тренажер на растяжку "ПравИло". С помощью подобного сооружения в Древней Руси человек правил свое тело и внутреннее состояние.
На этом тренажере мы увидели не только парней, но и девушек. Поймала себя на мысли, что я тоже с удовольствием повисла бы в воздухе и растянулась.



На Фестивале было очень много детей. Для них было организовано много занимательных мероприятий, как активных и подвижных, так и на усидчивость. В этом шатре расписывали игрушки. Среди белых заготовок ярким пятном выделялась рыжая белочка. Сразу стало понятно, что кто-то из детишек тоже их очень любит. Мне тогда так захотелось белочку расписать, но я постеснялась примкнуть к детской группе.  


Гуляя по тропинке мы увидели мини выставку рушников. Ее хозяин рассказал нам, что его коллекция собрана им по деревням Самарской области. Он не только собирает рушники, но и изучает значение узоров и символики на них. Очень интересное и полезное увлечение, на мой взгляд.


На Фестивале можно было купить русскую народную одежду. Были сарафаны и рубахи даже на маленьких ребятишек.



Встретилось мне интересное готовое полотно для салфеток. Мне оно очень понравилось, больше я такого нигде не встречала.


Изделия из бересты мне очень нравятся. Как же приятно их держать в руках, пользоваться ими. У меня дома есть три туеска и две шкатулки.


Продавались и самодельные украшения из натуральных камней. Иришка купила себе серьги.


Пили ли вы когда-нибудь чай из травы Иван-чай? Раньше в деревнях это растение использовали вместо заварки. И лишь позже, когда мне захотелось узнать об этом растении больше информации, я прочитала, что "чайная" его часть лишь маленькая составляющая его богатого спектра использования.


С этой травой я близко познакомилась только прошлым летом, когда Андрей и Иришка взяли меня с собой в поля на его сбор. Редко сейчас, где встретишь поле с Иван-чаем. А когда его увидишь, устланное ярко-розовым цветением, то глаз радуется красоте дивной.


Расскажу немного об Иван-чае. Он прекрасный летний медонос.  Среди медоносов полей он может быть поставлен на первое место. Мед получается светло-зеленого оттенка с нежным вкусом. Также растение является хорошим кормом для скота.
На Руси из стеблей Иван-чая получали волокно, из которого  вили верёвки и изготавливали ткани. 
Высушенные и размолотые корни растения добавлялись в муку и использовались для выпечки хлеба. Также из корней изготовляли спиртной напиток.  
Кто знает эту траву, тот видел, какой у нее появляется обильный белый пух из маленьких стручков после цветения. Вот этим самым пухом раньше в деревнях набивали подушки и матрасы.
А, уж, сколько у Иван-чая полезных лечебных свойств, что и перечислять устанешь. Но в наше время я бы его всем рекомендовала, т.к. он успокаивает нервы.

Наш Андрей, помимо своей основной работы, еще и травник. Это увлечение захватило его с головой и стало его второй работой. Андрей научил меня делать ферментированный чай. И первым моим опытом стал такой чай из Иван-чая.

"Иван-чай сила в нас,
 Иван-чай радует глаз,
 Иван-чай гостей встречай!
 Иван-чай русский чай".

А для поднятия настроения я предлагаю вам послушать песню еще одного гусляра И.Самоварова "Иван-чай". Она здесь.


Для тех кто не знает поясню, что ферментированный чай - это чай, в листьях которого произошел химический процесс (нерастворимые вещества ткани листа становятся растворимыми и легко усваиваемыми) при их механической и температурной обработке. 

Таким способом можно обрабатывать и другие садовые листья, например, вишни, яблони, груши, терна,  черноплодной рябины, малины, черной смородины, жимолости, клубники (садовой земляники), мяты, мелиссы, даже молодые побеги сосны используют в этом деле. 

Совсем кратенько напишу этапы ферментации чая, а вдруг это кому-то будет интересно, кто-то из вас попробует сам в домашних условиях приготовить такой вкусный и полезный чай. Только представьте, какой ароматный, насыщенный по цвету, богатый витаминами и вкусом получается чай. Итак:

1. Собираем чистые листья с растения в сухой летний день. Листья после этого мыть не желательно, но если это сделать, то дать им хорошенько просохнуть. Лучше всего собирать листья для чая в период плодоношения растений, когда в них (в плодах и листья в том числе) максимально накоплено полезных, вкусовых и ароматических веществ.

2. Расстилаем дома ткань (скатерть, простынь), выкладываем на нее невысоким слоем в 3-5 см листья, чтобы они подвялились. Именно подвялились, а не подсушились, как если их разложить на улице при солнце и ветерке.  Этот этап пропускать нельзя, уже здесь в листьях происходят нужные реакции. По времени этот процесс занимает около 12 часов. Обязательно нужно периодически ворошить листья, чтобы они равномерно подвяливались. 

3. Затем некоторые травники рекомендуют сложить подвяленные листы в целлофановые пакеты и убрать их в морозильник на сутки. Эта процедура облегчает дальнейшую обработку листьев при ферментации. Но можно этот этап пропустить. Я тоже им не воспользовалась.

4. Чтобы процесс ферментации начался, нужно сначала разрушить структуру листа до выделения сока. Можно это делать вручную, а можно на мясорубке, взяв решетку с крупными отверстиями. Я использовала второй вариант. Для облегчения процесса лучше взять электрическую мясорубку, у кого такой нет, работаем ручной. У нас получится гранулированный чай. 
Если кто-то захочет воспользоваться ручным вариантом, то вам нужно скрутить рулетики из листьев длиной 10 см, шириной 1-1,5 см. Затем нарезать рулетики полосочками 0,5 см. В этом случае чай получится листовым. 

5. Включаем духовку на температуру 100 градусов. На противень (чистый или застеленный бумагой для выпекания) равномерным слоем в 1 см раскладываем наши гранулы (или нарезанные рулетики). Затем помещаем противень в духовку, и сушим наш чай 1-1,5 часа с приоткрытой дверцей, периодически помешивая. Через час убавляем температуру до 50-60 градусов, и еще совсем немного досушиваем чай, но не пересушиваем, чтобы сохранить яркий вкус. Во время этой процедуры по всей вашей квартире разольется приятный, сладкий травяной аромат.

6. Достаем противень из духовки, даем содержимому полностью остыть и окончательно высохнуть. 

7. Сложить наш чай на хранение в стеклянную банку, закрыть полиэтиленовой крышкой. Убрать в темное место. И приятного вам чаепития, мои дорогие друзья!

С чайной темой закончили, двигаемся дальше. 
Совсем не было привычной нашей творческой братии современной вышивки на Фестивале, но зато мне было интересно посмотреть другие виды рукоделия, например, изделия из соломки. Настоящая красота!






На Фестивале мы были до самой поздней ночи. За это время мы кушали два раза в организованных мини столовых. Все блюда были вегетарианские. Еда готовилась на костре, прямо при нас. Варились супы, каши, пеклись блины. Цены, напомню, прошлогодние, нынче уже не актуальные.






День выдался жарким и ветряным, поэтому мужчины ловили ветер, кто как мог. Кайтсерфенгист с помощью кайта (крыла) носился по глади воды с огромной скоростью.


И на суше желающие порезвиться нашли свои крылья.



Фестиваль проходит два дня. С субботы на воскресенье в ночь на Ивана-Купала проходит очень насыщенная вечерняя программа, поэтому гости приезжают с палатками с ночевкой. Кто-то любит расположиться прямо на берегу.


В лесочке и на полянах раскинулись целые лагеря.


Но и одиночки тоже встречаются. Атмосфера Фестиваля располагает к дружескому и приятному общению, поэтому я уверена, что здесь легко можно встретить свою вторую половинку.


Хозяева этой синей палатки уже нашли друг друга.


Для костров была завезена целая куча дров. 




К вечеру мы с Иришкой взяли МК по изготовлению народной куклы - оберега для дома. Делали мы Берегиню из лыка. Все знают, что такое лыко? Это из него раньше лапти плели, а еще делали короба, да корзины. А вот я не знала до этого откуда оно берется. Если кто-то пока тоже не знает, рассказываю, что лыко - это внутренняя часть коры дерева лиственных пород. Считается, что самое прочное лыко из липы.

Кое-кто из моих блого-подружек скоро собирается веночки со своими дочками плести. Предлагаю этим не ограничиваться, и сплести себе Берегиню вашего дома. На самом деле это делается очень просто. Брать лыко совсем не обязательно. После Фестиваля, когда я приехала к себе в деревню, мы сплели такую же Берегиню для моей девочки-соседки из свежескошенного сена, которое взяли у соседа на сеновале.

Берем, приблизительно, вот такой пучок лыка (или сена). У кого нет ни того, ни другого, берем толстые нитки. Складываем его пополам.


Ниже сгиба на 3 см перевязываем ниткой, образовывая тем самым голову кукле.


Отрезаем снизу лишнюю длину. Моя кукла получилась ростом 18 см. Я сейчас подумала, что из ниток можно сделать совсем маленькую куколку.


Разделяем туловище куклы на две части, чтобы вставить руки. Их мы делаем из отдельного пучка. Длина обеих рук моей куклы вместе составляет 13 см. Длина ладошек 1,5 см. Под ручками еще раз перевязываем тело, чтобы образовалась талия.


Куклы для замужних женщин и незамужних девушек отличаются. Если девушка молода и не замужем, то ее кукле нужна коса.  Нашей маленькой участнице Полине (дочке двоюрного брата Андрея) мы помогли ее сплести.
Берем тоненький длинный пучок, из которого мы будем плести косу. Аккуратно разделяем голову надвое в месте сгиба, чтобы вставить в образовавшуюся щель пучок - волосы. Теперь из этих волос плетем косу.


Берем лоскутки из ткани и делаем из них юбку, фартук, платок. Молодая девушка фартук и платок своей кукле не делает. 


Лоб куклы украшаем красивой тесьмой. Для женщин она будет тоненькая, а для девушек толстая и будет напоминать кокошник. Закрепляем тесьму вокруг головы.




А эта та самая куколка из сена для моей девочки-соседки. Только почему она в платке у нас? Наверное, у нас под рукой не нашлось красивой тесьмы. 
Наши куклы Берегини готовы. Теперь они будет беречь и охранять наши дома от бед и ненастий.


А потом наступил вечер. Впереди нас ждало еще несколько интересных мероприятий. Но об этом в следующей теме.
Спасибо всем, мои друзья, что зашли в гости. Очень рада, если кому-то была интересная эта тема. И хороших вам выходных! Отдыхайте и наслаждайтесь летом!

P.S Девочки, темы про поездку в Питер обязательно будут. Еще выложу последнюю тему про Фестиваль, а потом сразу будет Питер. 

28 комментариев:

  1. Интересно)) Жду продолжения! :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Танюша, чудо рассказ у тебя получился!!! Как будто с вами побывала, научилась делать чай, куклу плести из сена или лыка.Обязательно попробуем с девченками сделать себе Берегиню.С удовольствием вс епрошитала, не заметила как добралась до конца... вспомнила как мы ездили в деревню, ходили в баню, пили чай из самовара моей прабабушки, гуляли по деревне... мы были такие счастливые!!!

      Удалить
    2. Маруся, спасибо! Рада, что тебе было интересно, что всколыхнулись твои детские радостные и счастливые воспоминания. Рада тому, что когда ты читала тему, у тебя было ощение совместной прогулки с нами. Это просто здорово! ))) Я сижу и улыбаюсь от этого... )))))))))))

      Удалить
  2. Ах, как здорово! Какой интересный фестиваль. Потрясающее мероприятие. Красота, да и только.
    Фото отличные. И еще - мне очень понравились большущие венки из полевых цветов, в которых вы с сестрой делаете куклу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо Юля!!! Ты все правильно почувствовала про Фестиваль. )))
      Рада видеть тебя у себя в гостях!

      Удалить
  3. Таня, очень здорово и интересно! Обожаю такие мероприятия! Жду продолжение)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Фата, спасибо! Очень рада, что и тебе интересны такие мероприятия. )))

      Удалить
  4. Очень классное мероприятие, я бы с удовольствием посетила :) Я тоже люблю бересту и рушники :) ! Здорово, если бы такие фестивали проводились бы во многих городах !

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Инна, приезжай к нам! ))) Далеко, конечно, тебе ехать... )))
      На этот Фестиваль приезжают со многих городов России. Фестиваль уже стал популярным.
      В следующей теме дам ссылку их группу "Вконтакте". Там столько много фотографий с прошлых выходных. Особенно впечатлили ночные прыжки через костер. Ух!

      Удалить
  5. Танечка, люблю твои фотозарисовки! Полностью погружаешься в атмосферу фестиваля, здорово. что можно самовыразиться через танцы, через творчество!
    Про ферментированный чай я слышала, но никогда не пробовала, может быть воспользуюсь твоими советами и приготовлю. Очень понравился фотоколлаж на котором твоя сестра с мужем собирают Иван-чай.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Леночка дорогая, спасибо!
      Конечно, попробуй приготовить такой чай. В прошлом году у моей сестры из самых любимых был ферментированный чай из вишни.
      А я уже сама много лет заготавливаю (сушу) разные садовые и ягодные листочки, травы. В прошлое лето мы и ягоду сушили (лесную землянику, мелкую малину), резаные яблоки, шиповник, барбарис. А если все это заварить в термосе и дать настояться. Мммм... Поэтому у нас чаепитие - это настоящий праздник вкуса. ))) Я рьяный чаёвник, очень люблю чай!
      Кстати, вспомнила про твою куклу Оксану. Как же она своим образом подходит к нашему Фестивалю. )))

      Удалить
  6. Вот это ПОСТ! Так много всего, всё такое интересно-необычное. Люди такие увлеченные, красивые, позитивные - это фестиваль. Потом кукла-берегиня! Потом Андрей и кипрей (иван-чай)! так зачиталась-засмотрелась, так мысли разбежались во все стороны, что взяла тайм-аут с воскресения на понедельник. Зато за это время много интересного прочитала про Иван-чай. :)))
    Татьяночка - вы замечательные! Такие активные, такие увлечённые! По-доброму завидую и желаю вам ещё много поездок, новых открытий, а нам много интересных фото и комментов!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирочка, спасибо тебе за добрые слова! ))) Рада, что ты зачиталась и засмотрелась. ))) Тебя Иван-чай заинтересовал? Он у вас растет? Вот и давай, сделай про него тему у себя в блоге, как ты любишь, чтобы все подробненько. ))) А мы с удовольствием почитаем. ))) Кстати, у Иван-чая столько других названий, просто множество. Я, уж, не стала писать это в теме, т.к. она о другом, но самой было очень интересно прочитать эти названия и узнать, почему именно так его назвали.

      Чайку что-ли пойти с Иван-чаем заварить... ))) Ириш, давай вместе чай по скайпу попьем! ))) Шучу! Отдыхай спокойно после трудового дня, сладких снов!

      Удалить
  7. Тань, да самолётом совсем недолго к вам доехать :) Твой комментарий в моём блоге удалил администратор :) Я в шоке прибываю ! Цензура залезла в мой блог ! Так же был удалён и комментарий Татьяны ласточки и мой ей ответ ! Ааа,

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Инна, впервые в нашем блого-сообществе рукодельниц встречаюсь с политической цензурой. Кошмар! Прощай свобода слова! Все мы под колпаком. Сначала комменты удаляют, а не поймем, так и блог могут заблокировать. Закрывают же страницы "Вконтакте", которые не соответствуют требуемым стандартам.
      Инна, ты не нервничай сильно. Помни о своем желании, концентрируйся на нем, иди к цели. К слову сказать, за детей и внуков своих страшно становится! В каком они мире будут жить?

      Удалить
    2. Таня, я сама прибываю в шоке... (просто блоги чисто рукодельные , без политики) Ведь ни я , ни Ты , ни Татья-ласточка даже ничего крамольного-то и не писали ! В Контакте и Одноклассниках полно всякой критики и Путина, и России , и всех на свете, но особо комменты не удаляют, только , когда уже совсем ярый расизм лезет. И спасибо за пожелание, будем медленно и верно двигаться к цели :) Но блог пусть будет, буду хоть комментарии писать :)

      Удалить
    3. Инна, веди свой блог, пожалуйста, как и вела. Темы же твои не трогают. А мы постараемся аккуратней комментировать. Я о себе говорю. Хотя не зарекаюсь. )))))))))

      Удалить
  8. Ого, какое все яркое, летнее и красивое!! Очень интересный фотоотчет)) Все прочитала, фотографии посмотрела и кажется будто с вами съездила на этот фестиваль)))
    МК куколки очень хороший)) Я все детство мечтала делать подделки из соломы, но в итоге занялась лепкой из глины))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо Юля! Очень приятно! Рада, что ты меня с моими МК по куколке и венку взяла с свой проект. )))

      Удалить
  9. Татьяна, глаз радуется и душа улыбается! Ах, молодцы!
    Наблюдаю, всё больше и больше данных мероприятий в России. Возрождаемся!!!
    У тебя в посте, сплошные мастер-классы. Благодарствую! Про чай на заметку в голове отложила:)
    Мы тоже три дня бывали на Купале Волоколамске. Вот это заряд позитива. Там бы и жила, среди природы.
    Хороши девчата в сарафанчиках!
    Загляну на третью часть, т.к предполагаю "вечер - да огонь")
    Обнимаю.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вероничка, здравствуй и спасибо тебе! Извини, что с опозданием отвечаю. Я себе какие-то летние каникулы здесь устроила. )))
      Да, возрождаемся! И знаешь, это даже видно по деревне моей (т.е. по селу). Городские молодые семьи покупают дома в деревне и приезжают жить, кто насовсем, кто на выходные. У нас один предприниматель открыл эко-хостел "Сеновал". Он пользуется такой популярностью! Городских очень много приезжает пожить на свежем воздухе, познакомиться с местными природними красотами, в баньке с веничком искупаться, встретить рассвет и проводить закат, молочка деревенского попить, яиц настоящих деревенских покушать.
      Про 3-тью часть ты верно угадала. Будет огонь! )))
      И я тебя обнимаю крепко-крепко!

      Удалить
  10. Танюш, очень интересно! несколько дней читала-разглядывала.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, я тебя очень ждала к себе в гости! ))) Рада, что тебе было интересно. И согласна, что мои темы слишком объемные для прочтения с первого раза. Вот такие они у меня многодневно читающиеся. ))) Рука, как говорится, так берет. Много пишется, много чего хочется рассказать и показать. )))

      Удалить
  11. Таня, как много я прошлым летом (2015 года) пропустила! С мая по сентябрь вообще отключила дома интернет. Теперь вот наверстаю, читая твои интереснейшие посты! Согласна со всеми - ну очень познавательно, особенно про чай!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дина, мне особенно приятно и радостно, что ты выбрала время и с интересом читаешь мои давнишние темы! Вот для таких настоящих Читателей, как ты, я пишу. Спасибо тебе!
      Я сейчас сама с таким удовольствием перечитала эту тему. Вспомнила, что много времени она у меня заняла в подготовке. А третью часть, не менее интересную, я так и не сделала, хотя сырой вариант есть. Может быть, в июне, к новому Ивана-Купала доделаю? Самой даже стало интересно. А темы актуальные и неважно в какой год их написать. )))
      И про прошлогодний Питер я тоже так и не сделала обзор. Я тогда так впечатлилась от путешествия и всего увиденного! А сейчас тоже хотелось бы вернуться к этой теме, ведь есть, что рассказать. Да и девчата ждали отчёт, спрашивали.
      Нет, я интернет отключить не готова. Но мною заиечено, что летом активность в блогах сильно падает. Ну и правильно. Надо жить, пропитываться солнцем и теплом. )))

      Удалить
    2. Танюша, правда, очень интересно рассказываешь. Я читала до поздней ночи ( для меня это не свойственно, я в 22-00 уже
      обычно сплю ;). Праздник шикарный! Мы прошлым летом в июне ездили на машине по городам Золотого Кольца, слегка
      прикоснулись к этой красоте! Старались проезжать деревни, любовались деревянными домиками с чудесными резными наличниками! Я так подозреваю, что и фотографировались как раз в Иван-чае. Я домой возвращаться не хотела- мне было мало 12 дней, поэтому поедем обязательно еще))))

      Удалить
    3. И я вчера легла в 2 ночи, пока тебе отвечала и тему перечитывала.
      Да, розовые цветы - это Иван-чай. Он такой красивый и высокий! А у вас он растёт? Может, вам семена, при случае, передать в Крым, чтобы вы засеяли какое-нибудь поле. Шучу, но в каждой шутке есть доля правды. )))
      Мне тоже хотелось бы съездить на машине по Золотому кольцу. Деревянные домики и резные наличники мне тоже очень интересны.
      Сколько раз попадаю в свою старую Самару (старый центр города), столько раз любуюсь старинными домами, разглядываю наличники, представляю, кто жил в этих домах с первого дня. Интересно так! И каждый раз специально хочу приехать с фотоаппаратом, чтобы сделать кадры старых домов, дверей, окон. Старый город у нас за последние 20 лет сильно снесли, построили элитные новостройки. Не знаю, правильно ли это...

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...