среда, 16 августа 2017 г.

Летние наблюдения любителя-натуралиста (2)

Ууууу! Страшно? Напугались? Кто из вас догадался, что за чудище такое запечатлено на фото? Кстати, это моё новое знакомство о котором я обещала рассказать.



Ну наконец-то, наконец-то мне его удалось отловить, посадить в 3-х литровую банку и рассмотреть немного поближе. Я мечтала с ним познакомиться всё лето! 


А то поселилось над входной дверью нашего деревенского дома НЕЧТО с крыльями, иссиня-чёрное лаковое и одновременно мохнатое. Сосед получается, как ни крути. Сосед активный, летает туда-сюда, когда летит гул стоит от его мощи.
Вид его впечатляет. Я всё никак не могла понять, кто это, насекомое или жук какой. У нас и тех, и тех достаточно водится. Из жуков даже редкие огромные жуки-олени и жуки-носороги живут, а уж сколько золотистых бронзовок. А этот ни на кого не похож.


А тут он случайно залетел в сени, я его у окошка и поймала. Рассмотрела, сфотографировала и отпустила с миром. Потом зашла в интернет, чтобы найти название этого крупного насекомого. Длина его около трёх сантиметров. Ни на какой вид он особо не похож, весь такой индивидуальный и неповторимый, красоты неземной. 
Набрала в поисковике "Фиолетовый шершень", а оказалось, что это "Шмель-плотник фиолетовый" - вид одиночных крупных пчёл рода Xylocopa (Ксилокопа). Вот теперь так и буду его звать - моя Ксилокопа. Вернее её, т.к. после изучения вопроса я узнала, что самцы живут около месяца и весной после спаривания погибают. Делает домик и остаётся выводить потомство самка.


Все фотографии, что ниже, я нашла в интернете. Шмеля-плотника в природе мне самой не удалось пока запечатлеть. 
Предлагаю вам посмотреть на эту красоту. 















А теперь немного интересной информации.

Фиолетовый шмель-плотник - очень редкий вид. В некоторых странах он занесён в Красную книгу. Ещё раз повторю, что это одиночный дикий шмель. Его не удаётся приручить и разводить пчеловодам, как пчелу-медоноса.

Почему этого шмеля называют фиолетовым понятно, плотником же его называют за умелую работу с деревом. Дело в том, что самка этого шмеля строит свои гнёзда в старой мягкой и рыхлой древесине. Это могут быть ветки деревьев, деревянные телеграфные столбы, но часто это старые деревянные дома.



В апреле-мае шмели выходят из своих домиков на волю. Они летят собирать пыльцу и сладкий нектар с цветущих медоносов. Затем начинается брачный период, после которого самка шмеля начинает строить гнёзда для своего потомства.

Она прогрызает в древесине сначала горизонтальный ход диаметром 15 мм, а затем длинный вертикальный тоннель вниз из 10-12 смежных ячеек, разделённых перегородками, которые делает из опилок и клейкой слюны. 
Каждую ячейку самка тщательно шлифует, кладёт туда собранную с цветков пыльцу и нектар (провизия), затем откладывает яйцо. Когда ячейки-гнёзда тоннеля заполнились яйцами, самка заделывает вход и улетает из гнезда навсегда.
В ячейках, расположенных глубже, развиваются самки, в тех, что выше - самцы, развитие которых происходит быстрее, чем у самок. Молодые шмели появляются на свет почти одновременно и выходят на волю по одному пути.
Взрослые шмели, которые вылупились из яиц, отложенных в мае, вылетают из своих гнёзд осенью, другие (более поздней кладки) лишь весной следующего года.


И ещё один интересный факт. Теперь я знаю один из основных отличительных пунктов между шмелём и пчелой. Пчела после того как укусит, жало своё оставляет в теле жертвы и погибает, а шмель нет. Он не погибает и может жалить многократно. 

На этом на сегодня всё. Надеюсь вам было интересно и вы узнали что-то новое для себя.


Ах, да! Я сегодня выиграла у Алёны ("Конфетти") Неаполитанскую конфетку! Повезло мне :-)

33 комментария:

  1. Таня, спасибо! Прочитала с большим интересом! Я никогда не видела такого насекомого.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, и тебе спасибо! Рада, что тебе было интересно.
      Сейчас В Википедии посмотрела ареал обитания этого шмеля. Действительно, в Сибири он не живёт. Может холодно у вас зимой?

      Удалить
  2. Не даром говорят:"Век живи-век учись". Красавчик шмель. Похоже, что у нас тоже такие есть, только я самок снимала, надо фотки в компе искать). Фотки в банке прикольные!
    Таня, поздравляю с конфетным призом!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Точно-точно, учиться и познавать мир никогда не поздно.
      Да, этот шмель-красавчик водится в ваших краях.
      Согласна, что фото в банке прикольные. Мне самой они очень нравятся.
      И спасибо! )))

      Удалить
  3. Для меня все ново и интересно. "Лицо" шмеля словно в маске на первых двух фотографиях, на второй он даже улыбается.
    Танечка, поздравляю с выигрышем.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И мне было ново (только чуть раньше) и интересно.
      "Лицо" в банке очень интересно получилось. )))
      И спасибо, Леночка!

      Удалить
  4. Танечка, просто сразила наповал!Так подробно все узнать и еще нам донести о жизни жука-шмеля-красавца!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Диночка, ну спасибо! )))
      В ареале обитания числится Крым. А ты не встречалась пока с таким шмелём?
      Как твоё лето?

      Удалить
  5. Ещё как испугались! Фу, что это?! Я бы такую штуку исследовать не стала, смахнув к чертям с входной двери!)) Ну ладно, на следующих кадрах шмель симпатичный:) И злобный, как оказалось - вон сколько жалить может безостановочно. Σ(°△°|||)︴
    Поздравляю с победой в конфетке!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лана, ты что, не друг природы? )))
      Ничего он не ФУ и ничего он не злобный. Он красавец и совсем не агрессивный. Про последнее надо в теме дописать. Я было написала это, а потом стёрла. А не надо было. Жало он использует, когда его прижали/прихлопнули.
      Хотя согласна, что первые два кадра страшные. Я их ещё хотела приукрасить разными фильтрами, но не стала это показывать. Оригинальные фото тоже хороши.
      И спасибо! )))

      Удалить
  6. Ого го!!! Вот это взгляд!!! Черные глаза... Вот это интересно как! С огромным интересом и удовольствие прочитала пост, на одном дыхании! Удивительно! Какой дружок! Фиолетовый шмель. Много нового для себя почерпнула. Спасибо, Танюша!
    Теперь вот сижу и думаю... а у меня какие природные открытия были за это лето?Что я нового для себя увидела и не поленилась остановиться, рассмотеть и разузнать подробнее о жизни рядом с собой?)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, вот такой у нас замечательный сосед-дружок поселился. )))
      Так интересно остановиться, увидеть, разглядеть, узнать, открыть для себя что-то новое. И особенно интересно, если это новое живёт рядом с тобой, а ты раньше этого не замечала.

      Удалить
  7. Чего только не бывает, даже голубые пчёлы :) :) :) Классное и красивое насекомое, я бы тоже хотела увидеть в природе. У нас на старой квартире , на первым этаже, под окном в спальне жили шмели :) Как только окно откроешь, так шмель -бомбовоз залетал :) Что им не жилось на какой-то лужайке, не понятно. К нам из Англии приезжали учёные ,ловили шмелей ,чтобы их у себя на английских лужайках выпустить. Там сп шмелями беда -мало : )

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А точнее - фиолетовые шмели! А у нас ещё и фиолетовые тоненькие стрекозы водятся. Недавно сделала красивое фото, надо бы показать.
      А на твоей старой квартире под домом было гнездо (домик) шмелей. Им же тоже где-то надо зимовать, да и место надёжное и тёплое выбрать для своего потомства. А на лужайке они пыльцу добывают.

      Удалить
  8. А вот шершень в народе считается очень опасным, его укус может вызывать анафилактический шок. Хотя вот именно такого, с титановыми синими крыльями я вижу впервые.
    Жизнь насекомых интересна. Ведь число видов насекомых намного превосходит число видов любой другой группы животных, по приблизительным подсчетам, на нашей планете одновременно обитает минимум 108 млрд. насекомых. Слушала какую-то передачу по ТВ, сказали, что когда человечеству перестанет хватать мясного белка, в пищу будут активно употреблять насекомых. Мне трудно поверить, я, наверное, тогда стану вегетарианцем.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташенька, привет! )))
      Сейчас уточнила, что насекомых "едят в 36 африканских, 29 азиатских и 23 странах Северной и Южной Америки. Причем в одних государствах насекомых считают деликатесом, в других — насекомые составляют часть ежедневного рациона".
      Я бы тоже не хотела насекомых есть. Беее...)))
      Наташа, ты же поняла, что фиолетовый шмель это не шершень? Я прекрасно представляю кто такие шершни. У нас в деревне их полным-полно. Живём в мирном соседстве, а куда деваться? Хотя про них я мало, что знаю. Надо бы изучить вопрос поподробнее.

      Удалить
  9. Привет любителю натуралисту))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Привет-привет! "Я ещё и вышивать могу..." Муррр )))

      Удалить
  10. Жуть какой страшный! В банке. А когда не в банке, то не страшный)
    Я вообще сначала подумала, что первая картинка - из фильмов ужасов)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, первые две фотографии, и правда, как из фильма ужасов получились. И никакого фотошопа! Вот так интересно удалось уловить момент. )))

      Удалить
  11. Танюш, привет!
    Какие интересные у тебя летние зарисовки юного натуралиста получились! Природа и все ее создания по своему прекрасны. Одному нравятся одно, другому- иное. Я сама люблю наблюдать за природой, ее созданиями. Во многом благодаря детям. Они всегда примечают то, на что взрослые не обращают никакого внимания... В этот момент люблю остановиться и с ними понаблюдать за насекомыми или поразглядывать цветочки, листочки...
    В деревне для натуралиста просто рай! Тут можно найти таких интересных особей... Спасибо тебе за эти заметочки! Очень увлекательно и познавательно получилось! ;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Маруся, привет и спасибо! )))
      Конечно, кому-то нравится одно, кому другое, как говорится:
      "На вкус, на цвет образца нет"
      "Кому город нравится, а кому деревня"
      "Один любит арбуз, другой свиной хрящик"
      Детишками да, интересно открывать и познавать мир, а нам вместе с ними. Помню своего маленького Матвеечку, как ему были интересны все насекомые (и многое другое), как он за ними наблюдал, читал про них в детских энциклопедиях, которые мы ему покупали. И в садик он носил эти книги, нёс знания в детские массы. )))
      У меня ещё этим летом были интересные наблюдения. Может быть напишу об этом.

      Удалить
  12. До чего же симпатичная эта ксилокопа! Танюша, спасибо, просветила нас!:))) Я такого шмеля ни разу не видела, очень интересно было с ним познакомиться!:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Инночка, привет и спасибо! )))
      Желаю тебе увидеть красивую Ксилокопу в реальной жизни. )))

      Удалить
  13. Таня, спасибо за интересную информацию, все внимательно прочитала, ни разу не видела такого шмеля и даже не знала о их существовании ))), такая симпатяга...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Он не просто симпотяга, а красавец!
      Ира, привет и спасибо! Рада, что тебе было интересно. )))

      Удалить
  14. Красавчик!)
    Но как и в жизни,мужики сделали своё дело и... всё ложиться на женские плечи (крылышки))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. 100%-й красавчик! Это точно! )))
      Ну да, у всех своё предназначение в природе и в жизни. Так устроен мир. )))

      Удалить
  15. Танюша, шикарный пост! Я наконец выбралась в блог, а у тебя тут такая красота!
    Хотя в жизни я бы этого шмеля очень испугалась. Боюсь насекомых, даже у бабочек стараюсь рассматривать только крылышки, чтобы не портить радость от вышивки.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ксюля, спасибо! Извини, что не сразу ответила.
      Я тоже некоторых насекомых боюсь. Их так много, они такие разные, бывают не только неприятными на вид, но и опасными.

      Удалить
  16. Ну вот и я, наконец, добралась до чтения и комментариев )))

    Интересно читать, узнавать и знакомиться с новым - я ранее не встречала такую Ксилокопу. И надо сказать, что в банке она выглядит страшной, а вживую совсем не такая), но однозначно мощная!)
    Таня, а ты видела где именно ее гнездо у вас? Кстати, получается, что осенью оттуда уже могли вылететь новорожденные особи, предположительно самцы, следуя твоей информации выше. И вот как интересно получается: ниже откладываются и растут будущие самки, выше самцы- а Ксилокопа знает какие куда откладывать или они все одинаковые, а дальше уже происходит ... Ой, я даже не понимаю, как там оно так может происходить- чудеса природы, да и только! :)

    ОтветитьУдалить
  17. Танюша, и спасибо за новую для меня и интересную информацию!
    И поздравляю с выигранной конфеткой! :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. :-)
      Ксилокопа в банке получилась, правда, страшная, уж не знаю почему.
      Я видела куда она залетает - над входной дверью слева под крышу. Получается, что в сени под крышу. А там уже не знаю, то ли её гнездо в деревяшке в сенях, то ли она под крышей проползает за старого сруба и там живёт. Но, что летом кто-то грызёт дом на уровне стен, это точно.
      Про яйца самок и самцов получается, по изученной информации, так как я написала. Как-то так всё само образуется. Да, чудеса природы.
      И спасибо!

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...